Критерии успешности интернет-проектов

05.05.2007

Мартин Фоулер называет два подхода разработчиков к оценке успешности проектов.

С одной стороны, если всё прошло, как было запланировано, команда успела вовремя и дополнительные вложения не потребовались, значит, реализация успешна.

Подход выглядит здравым. Действительно, почему разработчика должно беспокоить что-то кроме исполнения собственных обязательств перед заказчиком?

В другом подходе критерием успешности является ценность полученного программного обеспечения. Приобрел ли в результате заказчик больше, чем вложил в проект?

Второй вариант мне нравится больше, хотя бы потому, что он заставляет тщательнее подходить к проектированию. Но хочу обратить ваше внимание на другой аспект — при подходе, ориентированном на достижение целей заказчика, разработчики могут рассчитывать на большее вознаграждение. И это будет их стимулировать.

Посмотрим на примеры, в которых веб-дизайнерской студии заказывается сайт.

1. Называется цена в $ 3000 и срок в месяц. Цель разработчиков — успеть вовремя и сделать приличный сайт. Цель заказчика — получить новых клиентов из интернета. Прогнозировать результат сложно, но вряд ли он будет блестящим.

2. Разработчиков просят сделать сайт, который привлечет новых клиентов. Называется минимальная цена в $ 3000. В случае увеличения продаж обещается еще $ 2000. У разработчиков и заказчика одна цель — сделать эффективный сайт. Результат должен быть лучше, чем в первом примере.

Понятно, что материальное стимулирование во главу угла можно не ставить. Суть в том, что разработчикам должны предлагаться адекватные метрики успешности проекта.

Комментарии

injoy, 06.05.2007 10:56

Ага, скоро ты скажешь, что разработчики должны получать процент со всех продаж в интернете. Вечная мотивация :)

Дмитрий Сергеев, 06.05.2007 20:34

Большой процент со всех продаж и крупную долю акций компании ;)

Junior, 06.05.2007 15:37

И тут мы возвращаемся к предыдущей теме "Как узнать, что клиент пришел с сайта". А увеличение продаж отловить ещё сложнее (смешанные рекламные кампании и пр.).

Самый лучший подход - это совместная работа разработчиков и продвиженцев (оптимизаторов). Вторые составляют план продвижения ресурса и дают рекомендации первым по реализации. В этом случае разработчики должы все же получить больше, т.к. появляется новое звено в согласованиях, следовательно, повышается сложность разработки.

Дмитрий Сергеев, 06.05.2007 20:36

Начинать разработку без некоторых представлений о предстоящем продвижении вообще не стоит. А то мало ли какой флеш-сайт получится :)

Junior, 08.05.2007 14:24

Полностью согласен! Однако не всегда с этим согласен клиент ;)

Виктор, 07.05.2007 09:46

Прошу прошения зан енбольшой офф-топик, но вариант "Мартин ФАулер" более распространен. В этом легко убедиться посмотрев на его переведенные книги (например здесь: http://www.books.ru/shop/books/30436) или проверив оба варианта в Гугле ("Мартин Фаулер" дает примерно в 30 раз больше результатов, чем "Мартин Фоулер")

Дмитрий Сергеев, 07.05.2007 22:48

Ого, да он оказывается знаменитость вселенского масштаба :) И про UML, и про рефакторинг, и про XP книги написал.

Ну а я до него добрался через Agile. Спасибо за исправление, кстати.

kodji, 11.05.2007 12:28

интересно, насколько реально предлагать клиентам второй подход ? надо будет попробовать )

Дмитрий Сергеев, 11.05.2007 13:33

Пробовать нужно осторожно и с хорошим обоснованием. Чтобы не было похоже на вымогательство: "Заплатите мало -- ничего работать не будет, хотя формально всё сделаем, а много -- так продажы вырастут".

Алекс, 21.12.2007 10:09

Есть такое интернет-агенство Артус,они так и работают. Если Вам интересно почитайте про их поддержку у них на сайте.

Дмитрий Сергеев, 21.12.2007 20:33

Действительно любопытный пример. И тексты у них на сайте такие зажигательные. Мои взгляды очень похожи на то, о чем они пишут.

Спасибо, очень интересно.

Allsana, 28.08.2008 11:40

Процент от продаж и подобное - это утопия. Вы в любом случае зависите от:

1. Честности заказчика
2. Конкурентноспособности фирмы заказчика (а если у них слишком высокие цены, низкое качество сервиса, немотивированный персонал и т.п.). Вы хотите чтобы Ваша прибыль была в зависимости от этого?

Katrin, 08.01.2009 21:00

не могу промолчать :)
работала два года в конторе, которая как раз занималась вот этим самым мотивированием на результат... выводы - как бы ты ни работал, заплатят столько, сколько захотят. только ещё и красиво тебе опишут и "обоснуют", что ты не заработал.
а эффективность и отдача сайта не зависят только от разработчика. можно сделать потрясающий дизайн, продуманнейшую структуру и удобнейший интерфейс. но если политика компании в продажах дерьмо, то ни один самый замечательный сайт не продаст.
если на контекстную рекламу отпускается 3 т.р. в месяц на яндекс+гугл+бегун, то глупо рассчитывать на какой-то от неё толк.
если материалы для сайта высасывать из пальца, потому что руководству лень оторвать задницу и написать что-то новое за пять лет, а не одобренное и не им написанное ставить нельзя - сайт будет полудохлым и скучным, сколько не развешивай новостей в духе "тренинг провели, записываемся на следующий.."

в общем, наболело :)
так что заявляя такой подход, можно вырыть себе приличную яму. только если вам удастся первой суммой называть ту, которая является действительной стоимостью сайта, а вторая - премия - вещь приятная, но если не получишь, то не беда.
в той конторе, где работала я, пополам делился необходимый минимум - т.е первая цифра - это была половина от реальной стоимости работы. и вот вторая половина никогда не доплачивалась, чего уж говорить про "возможность заработать больше при хорошей работе и результате"...